Доступная среда

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Специально оборудованные учебные кабинеты
Учебные кабинеты, оснащены регулируемой мебелью, имеются одноместные парты, конторки, которые свободно передвигаются в разные точки кабинета в зависимости от потребностей и индивидуальных психологических особенностей обучающихся с ОВЗ.
     В учебных кабинетах первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотрены для обучающихся с недостатками зрения и дефектами слуха, для обучающихся, передвигающихся в кресло – коляске, выделен первый стол в ряду у дверного проёма.
     Для детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ организованы подходы к различному оборудованию и мебели по ширине не менее 0.9 м.
    При организации рабочего пространства и учебного места в классе учитываются возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти обучающихся с ОВЗ, выбор парты и партнера, обеспечивается возможность обучающемуся постоянно находиться в зоне внимания педагога. 
    Для создания оптимальных условий обучения организуются учебные места для проведения как индивидуальной, так и групповой форм обучения. С этой целью в помещении класса созданы специальные зоны.
   Кроме учебных зон предусмотрены места для отдыха и двигательной активности обучающихся на перемене и во второй половине дня. Для обучающихся с нарушением зрения в учебных кабинетах выделены контрастным цветом (дверь –ручка, стена – выключатели).
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровьяПрактические занятия проводятся в кабинетах: технологии, химии, биологии, физики, информатики, лаборатории Науко-лаб. Все объекты доступны и приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: предусмотрены рабочие места для обучающихся с недостатками зрения и дефектами слуха, а для обучающихся, передвигающихся в кресло – коляске, выделен первый стол в ряду у дверного проёма.
     Для детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ организованы подходы к различному оборудованию и мебели по ширине не менее 0.9 м., имеется лифт.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровьяБиблиотека доступна и приспособлена для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
     Обучающимся с ослабленным зрением при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; возможно также использование собственных увеличивающих устройств.
    Библиотека укомплектована печатными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана, а также имеет фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы включает детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию адаптированной образовательной программы.
      Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата организованы специальные компьютерные места с альтернативными устройствами ввода информации (увеличенная клавиатура, выносные компьютерные кнопки).
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровьяСпортивные залы и спортивные площадки образовательной организации соответствуют действующим санитарным нормам и гигиеническим нормативам. Все спортивное оборудование отвечает требованиям доступности, надежности, удобства.      В зависимости от степени ограниченности возможностей здоровья и в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы, психолого-медико- педагогической комиссии, занятия для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья включают соответствующие комплексы физических упражнений и определенные виды двигательной активности, по реализации которых методико-практические рекомендации обучающийся получает индивидуально.  Для проведения занятий адаптивной физкультуры выделено помещение со свободной от предметов разминочно – игровой зоной, размеры которого достаточны для размещения группы детей, выполняющих комплексы упражнений, для организации подвижных игр.  Для проведения занятий используется стандартный комплекс спортивного оборудования, обязательного для проведения физкультурных занятий в общеобразовательном учреждении. 
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровьяПри проведении учебных занятий и воспитательных мероприятий обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.  Для слабовидящих:  -обучающимся для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;  -возможно также использование собственных увеличивающих устройств;  -задания для выполнения, а также инструкции по выполнению оформляются увеличенным шрифтом. Для слабослышащих:  -используются базовые учебники для сверстников с нормальным слухом, к которым с учётом особых образовательных потребностей применяются специальные приложения, дидактические материалы, рабочие тетради и пр. на бумажных и/или электронных носителях.  Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:  -организованы специальные рабочие места с альтернативными устройствами ввода информации (увеличенная клавиатура, выносные компьютерные кнопки).
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организацииВ образовательной организации создано безбарьерное пространство для детей с ОВЗ: имеется 2  пандуса. Перед входными группами расположены указатели и имеется кнопка-вызова ассистента (помощника) из числа сотрудников образовательной организации, для предоставления услуг по оказанию инвалидам и лицам с ОВЗ необходимой технической помощи.      Для инвалидов с нарушением зрения контрастным цветом выделены краевые ступени (проступь) лестниц (каждого марша лестниц). Предусмотрено использование контрастного сочетания цветов в применяемом оборудовании (дверь –ручка, стена – выключатели, средства визуальной информации).  На стеклянные двери, во избежание травм, наклеен «Желтый круг»— предупредительный знак для слабовидящих людей.          Для обеспечения доступности объекта для инвалидов с нарушениями слуха в фойе школы размещено электронное информационное табло «Бегущая строка»), визуальная информация (информационные таблички, указатели направления движения,).     Для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата предусмотрены держатели для трости и костылей, преодоление подъёмов на этажи с помощью лифта.  Для инвалидов на креслах-колясках на входной группе предусмотрен пандус, лифт.       Таким образом, в соответствии с законодательством, инвалидам и лицам с ОВЗ образовательной организацией созданы условия для беспрепятственного входа в здания образовательной организации и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории школы (при необходимости с помощью сотрудника школы).    Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по территории, предусмотрено ровное, нескользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней сглажены. В зданиях.   Приказом руководителя учреждения от 11.01.2023 № 5 утверждена Инструкция о порядке оказания ситуационной помощи инвалидам и другим маломобильным гражданам при посещении объекта школы. Определены ответственные лица за осуществление ситуационной помощи инвалидам и другим маломобильным граждан при посещении объектов учреждения.
Специальные условия питанияДля детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании, организовано лечебное и диетическое питание в соответствии с представленными родителями (законными представителями ребенка) назначениями лечащего врача.       Индивидуальные меню разработаны специалистом-диетологом с учетом заболевания ребенка (по назначениям лечащего врача).     Для детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ в столовой организовано двухразовое питание по утвержденному графику      Расстановка столов, инвентаря и оборудования в обеденных залах обеспечивает беспрепятственное движение инвалидов на колясках.
Специальные условия охраны здоровьяВ соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» учреждение создает необходимые условия для охраны и укрепления здоровья. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:  1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;  2) организацию питания обучающихся;  3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;  4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;  5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний, и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;  6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;  7) профилактику и запрещение курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;  8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;  9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;  10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;  11) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.  Обучающимся предоставляются услуги тьютора, ассистента (помощника), учителя — логопеда, педагога-психолога, дефектолога, оказывающих обучающимся необходимую техническую помощь.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровьяК информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям доступ предоставлен для каждого обучающегося инвалида или обучающегося с ОВЗ. Доступ возможен из локальной сети школы со стационарных компьютеров, доступ с мобильных устройств с использованием точки  wi-fi образовательной организации. В образовательном процессе для инвалидов и лиц с ОВЗ используются онлайн и офлайн дистанционные образовательные технологии, предусматривающие возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.     Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья        Вопросы по отнесению Интернет-ресурсов в соответствующие группы, в том числе, доступ к которым предоставляется инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, регулируется техническими средствами и программным обеспечением контентной фильтрации (формирование «белого списка» Интернет-ресурсов) осуществляет Совет по вопросам регламентации доступа к информации в сети «Интернет» МАОУ СОШ № 56 г. Тюмени.        Сайт образовательной организации имеет версию для слабовидящих.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользованияВ образовательной организации обучающимся с ослабленным зрением для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; возможно также использование собственных увеличивающих устройств.      Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на стационарных компьютерах установлены альтернативные устройства ввода информации (увеличенная клавиатура, выносные компьютерные кнопки)
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернатОбщежитие, интернат в учреждении отсутствуют
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровьяОбщежитие, интернат в учреждении отсутствуют