Развитие речевого дыхания — один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на дошкольников с речевыми нарушениями.

Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Picture background

Именно поэтому родители должны уделить большое внимание постановке правильного речевого дыхания у детей, которые только начинают разговаривать. Это поможет избежать многих проблем с нарушениями речи в дальнейшем.

Чтобы научить ребёнка владеть голосом, нужно научить его правильно дышать: и та и другая функция выполняются одними и теми же органами. 

Правильное дыхание — это короткий глубокий вдох и плавный, экономный выдох. Такое выполнение движений представляет трудность для детей, у которых имеются речевые нарушения. С ними необходимо планомерно работать над формированием речевого дыхания, начиная с лёгких дыхательных упражнений, переходя к более сложным. 

Правильно сформированное речевое дыхание у детей, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает быстрое усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую методику.

Наиболее эффективными мерами по тренировке правильного выдоха у детей являются упражнения и игры, включающие в себя элементы дыхательной зарядки, а также артикуляционная гимнастика.

Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и экономно, плавно расходовать воздух на выдохе.

Приступая к занятиям, необходимо понимать, что эти занятия могут быстро утомить ребёнка и даже вызвать у него головокружение, поэтому желательно придерживаться нескольких простых правил.

📌проводить дыхательные упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;

📌коррекционно-развивающую деятельность проводить до еды;

📌заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;

📌воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать;

📌выдох должен быть длительным, плавным;

📌необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями);

📌в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота;

📌дыхательные упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя, достаточно трех-пяти повторений.

Игра «Пёрышко»

Ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный шарик, при этом контролируя дыхание (вдох через нос, выдох через рот).

Игра «Кораблик»

Взрослый предлагает подуть на лёгкий бумажный или пластмассовый кораблик, который находится в ёмкости с водой.

Picture background

Упражнение «Загони мяч в ворота»

Используя бумажный или выполненный из ваты (из фольги, цветной бумаги) «мячик», ребенок и взрослый попеременно дуют на него, перекатывая по столу.

Picture background

Упражнение «Прокати карандаш»

Сделать вдох через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

Picture background

Игра «Буря в стакане»

Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой чуть меньше пол стакана. Предложите ребенку поиграть и сделать «бурю» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка — не пролить воду.

Picture background

Желаю успехов!

Учитель-логопед

Михайлова Д.А.