Развитие речевого дыхания — один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на дошкольников с речевыми нарушениями. Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Именно поэтому родители должны уделить большое внимание постановке правильного речевого дыхания у детей, которые только начинают разговаривать. Это поможет избежать многих проблем с нарушениями речи в дальнейшем. Чтобы научить ребёнка владеть голосом, нужно научить его правильно дышать: и та и другая функция выполняются одними и теми же органами. Правильное дыхание — это короткий глубокий вдох и плавный, экономный выдох. Такое выполнение движений представляет трудность для детей, у которых имеются речевые нарушения. С ними необходимо планомерно работать над формированием речевого дыхания, начиная с лёгких дыхательных упражнений, переходя к более сложным. Правильно сформированное речевое дыхание у детей, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает быстрое усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую методику. Наиболее эффективными мерами по тренировке правильного выдоха у детей являются упражнения и игры, включающие в себя элементы дыхательной зарядки, а также артикуляционная гимнастика. Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и экономно, плавно расходовать воздух на выдохе. Приступая к занятиям, необходимо понимать, что эти занятия могут быстро утомить ребёнка и даже вызвать у него головокружение, поэтому желательно придерживаться нескольких простых правил. 📌проводить дыхательные упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке; 📌коррекционно-развивающую деятельность проводить до еды; 📌заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде; 📌воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать; 📌выдох должен быть длительным, плавным; 📌необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями); 📌в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота; 📌дыхательные упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя, достаточно трех-пяти повторений. Желаю успехов! Учитель-логопед Михайлова Д.А.